Назад к списку

Хороший репетитор / преподаватель: какой он?

Репетитора / преподавателя обычно оценивают по следующим критериям: знание предмета, умение эти знания донести до учеников и личные качества. 

Начнём со знания предмета. Что обычно оценивают ученики? 

Во-первых, как преподаватель ориентируется в предмете, т.е. употребляет ли он правильные термины, даты, цитирует ли специалистов в данной области знаний. Если мы возьмём преподавателя иностранного языка, то, здесь, конечно, важно, как на языке говорит преподаватель: может ли он свободно выражать свои мысли, есть ли у него акцент, может ли он ответить на постоянно возникающие вопросы учеников. Конечно, не дело, когда преподаватель говорит своим ученикам: «я вам не словарь», «ищите перевод в словаре» и т.д. Его задача, как раз, во-первых, дать перевод какой-то фразы, о которой спрашивают ученики, а во-вторых, если они нашли несколько вариантов, то сказать им, какой именно вариант наиболее подходящий, часто употребляемый, а какой устаревший, например, или вообще неправильный. 

Второй интересный аспект данной темы – это то, что человек может прекрасно знать предмет (в нашем случае, иностранный язык), но совершенно быть неспособным эти знания донести до учеников, т.е. он не владеет методикой обучения, не знает, как найти подход к группе или отдельному ученику. Это может проявляться в том, что преподаватель сразу начинает злиться, если ученики его не понимают, что ещё хуже, кричать на них или говорить, что они тупые. Бывают случаи, что преподаватель предлагает ученикам выполнять странные задания, которые ничего не развивают у учеников. Можно, конечно, заниматься чтением и переводом текста, нахождением точных ответов в тексте, выбором правильного ответа, но, когда преподаватель занимается только такими видами деятельности на уроке, то это более, чем странно. 

Что же должно быть?


На мой взгляд, основная задача – сделать так, чтобы ученик говорил на английском языке, и говорил правильно. Поэтому я обращаю внимание и на грамматику, и на синтаксис, и на произношение, и на всё остальное. Вместе с тем, необходимо, чтобы ученик понимал то, что ему говорят, следовательно, необходимо уделять время развитию навыков аудирования, слушать, смотреть видео на иностранном языке. Самое главное – не отбить у ученика желание учить язык, заставить его думать и быть творческим, задавать ему проблемные вопросы, поручать интересные и в меру сложные задания. Очень важно чувствовать настроение и состояние группы. Если ученики устали, то дать им какое-то более развлекательное задание, а не нудное, чтобы они вообще заснули. Очень важно уметь пошутить к месту. Часто таким образом можно разрядить обстановку. Важно также, чтобы репетитор / преподаватель умел пошутить над собой, а то, иногда, мы начинаем слишком серьёзно к себе относиться. 

Следует отметить и такую опасную тенденцию: в наши трудные времена некоторые репетиторы / преподаватели так занимаются с учениками, что этот процесс затягивается на десятилетия, а ученики так ничего и не могут толком сказать, а выполняют какие-то странные упражнения. В процессе изучения языка ученики сами должны оценивать свой прогресс. Если уровень их владения иностранным языком не стал лучше, после нескольких месяцев занятий они так и не могут сказать: «Меня зовут Вася» без ошибок, то это очень тревожный признак, значит что-то идёт не так, и нужно менять преподавателя / репетитора.Идём дальше. Что можно отнести к личным качествам репетитора / преподавателя? Внешний вид, без сомнения. Преподаватель, конечно, должен быть современным, приятным в общении, харизматичным, уметь создавать дружескую атмосферу на занятии (без панибратства), делать так, чтобы ученик не боялся ошибаться, задавал вопросы и ждал занятий. Справедливым тоже нужно быть обязательно. Ученики же всё оценивают, и, если мы с ними обошлись несправедливо, то всё, конец, мы их потеряем. 

В общем, хорошего репетитора / преподавателя найти трудно, но, если у вас получилось это, то вам несказанно повезло, ваш иностранный язык взлетит на небывалые высоты. Этого я вам и желаю. 

© 2016-2021 Irina Deryugina