Репетитора / преподавателя обычно оценивают по следующим критериям: знание предмета, умение эти знания донести до учеников и личные качества.
Начнём со знания предмета. Что обычно оценивают ученики?
Во-первых, как преподаватель ориентируется в предмете, т.е. употребляет ли он правильные термины, даты, цитирует ли специалистов в данной области знаний. Если мы возьмём преподавателя иностранного языка, то, здесь, конечно, важно, как на языке говорит преподаватель: может ли он свободно выражать свои мысли, есть ли у него акцент, может ли он ответить на постоянно возникающие вопросы учеников. Конечно, не дело, когда преподаватель говорит своим ученикам: «я вам не словарь», «ищите перевод в словаре» и т.д. Его задача, как раз, во-первых, дать перевод какой-то фразы, о которой спрашивают ученики, а во-вторых, если они нашли несколько вариантов, то сказать им, какой именно вариант наиболее подходящий, часто употребляемый, а какой устаревший, например, или вообще неправильный.
Второй интересный аспект данной темы – это то, что человек может прекрасно знать предмет (в нашем случае, иностранный язык), но совершенно быть неспособным эти знания донести до учеников, т.е. он не владеет методикой обучения, не знает, как найти подход к группе или отдельному ученику. Это может проявляться в том, что преподаватель сразу начинает злиться, если ученики его не понимают, что ещё хуже, кричать на них или говорить, что они тупые. Бывают случаи, что преподаватель предлагает ученикам выполнять странные задания, которые ничего не развивают у учеников. Можно, конечно, заниматься чтением и переводом текста, нахождением точных ответов в тексте, выбором правильного ответа, но, когда преподаватель занимается только такими видами деятельности на уроке, то это более, чем странно.
Что же должно быть?